воскресенье, 23 сентября 2007
Lekta попросила меня рассказать про спектакль "Милый друг". Села писать ответ - и поняла, что рассказ получается длинным. Не полновесной рецензией, конечно - до нее я не дотянула, но вполне себе приличным по объему. Поэтому помещаю его отдельной записью, может кому-то еще это будет интересно.
Мопассана, надеюсь, более-менее читали, поэтому содержание подробно пересказывать не буду, ок? Спектакль гораздо более жесткий, чем сам роман. Житинкин (режиссер) делал акцент на историю морального падения человека. На то, как поднимаясь по социальной лестнице, человек морально скатывается все дальше и дальше вниз… Пока, наконец, не падает в бездну.
читать дальшеСценография – большая, белая, словно воздушная кровать. Огромная и пышная, во всю сцену. Так и притягивающая взгляды, заставляющая краснеть, не оставляющая сомнений в своем предназначении. Перед ней - пара столиков со стульями, навевающими флер уютного небольшого парижского кафе. И все это затянуто спереди неким пологом – большой зеленой сетью. И сеть эта при первом взгляде не нее создает впечатление омута, холодного и пустого, почему-то леденящего душу. В зале гаснет свет, наплывом взбудораживает тревожная музыка. Зеленая сеть, уползая, словно бы распахивает зрителю свои объятия. Спектакль начинается.
Главный герой - Жорж Дюруа (Александр Домогаров) – предстает перед нашими глазами неиспорченным юношей, искателем правды. Сколько их таких - наивных и чистых, приехавших покорять Париж (или, говоря банальней - в поисках пропитания). Испорченный, порочный Париж, с постельными тайнами, тайным бездельем, слегка завуалированной лестью, чуть прикрытым угодничеством и обнаженной страстью... Затхлая, пошловатая атмосферка города, где все про всех все знают. "Шаланды, полные навоза через край - вот какова теперь дорога наша в рай", - пишет Поэт (Анатолий Адоскин). И его слова как нельзя лучше характеризуют город и его обитателей. Сами обитатели, кстати сказать, по натуре не столь уж злы и не так уж пошлы - но жизнь их идет словно по накатанным рельсам, вне их желания, не считаясь с их личными пристрастиями. И все, что остается - плыть по течению и следовать моде. Быть как все.
Дюруа - как новое, свежее дыхание. Но, чтобы выжить - надо зарабатывать (сам по себе, факт весьма очевидный). А зарабатывать честным трудом - не получается. Невозможно по определению. Случайно встреченный друг-журналист (Андрей Ильин), соглашается помочь, и для него Дюруа пишет цикл статей - не без помощи Мадлен (Нелли Пшенная), жены его друга. "А пусть твоя жена еще раз, а?" - со значением просит Жорж у Форестье. Явная двусмысленность фразы полностью передает не только настроение героя, но и дает понимание действий Жоржа: чужие статьи, чужая жена, чужая постель, чужая слава. Хотя нет. Слава – своя. Присвоенная. Соблазнение Мадлен - не что иное, как обыденность, да и сама она не больно-то и сопротивляется. Так начинается для Дюруа путь наверх. Путь, проходящий по головам остальных. Путь разрушения - своей души и душ окружающих. Женщины сливают для него в одну безликую череду, сослуживцы - в одну надоедливую ленту, становящуюся все более и более угодливой по мере его продвижения к вершинам.
Ах, эти женщины! Сколько их - таких разных и таких … одинаковых! "Ну вот, сейчас опять начнется" - вполне оправданно думает Жорж. "Как надоело все это: "песик!", "котик!", "мышонок!" "а чей это ротик?"... И, правда, к досаде Жоржа (и на радость публике), каждая вновь приходящая дама произносит именно эти фразы.
И мы уже воспринимаем мир глазами Дюруа. Его развратным, пошловатым взглядом смотрим на женщин. Смотрим сквозь женщин, не замечая искренности их чувств и душевных порывов, смеясь над из кажущейся нелепостью (ну кто же, ослепленный любовью, не казался со стороны нелепым и смешным!), кривясь от наивности молодых и ухмыляясь ужимкам зрелых дам.
Дюруа неостановим. Женские слезы, ненависть бывших друзей, страх сослуживцев ему в равной степени безразличны. Холодный расчет заменяет герою все чувства и эмоции. Циничный взгляд и нагловато-хамская усмешка. Презрение к нижестоящим и зависть к высшему свету. Его смерть - смерть на взлете, когда все земные блага, казалось бы, достигнуты – смотрится как наказание свыше.
Публика смеется над шутками, благо в спектакле их предостаточно, воспринимая происходящее, как забавную комедию. Действительно, что общего может быть между Парижем девятнадцатого века и современной Москвой? Ничего, конечно. Только выходя из зала, почему-то раз за разом ловишь себя на мысли, каким же знакомым кажется этот Жорж Дюруа. Каким … похожим! Похожим на лицо толпы. На наше с вами лицо.
@темы:
Личные впечатления
неужель и ты спектакль не смотрела?
интересно, что никто не спросил роль Маргариты Борисовны в "Милом друге". То ли все смотрели, то ли не интересно)))))))
Я смотрела уже без Тереховой, хотя шла именно на нее. Она ж, вроде, уже и не играет там?
Домогаров конкретно в этой роли мне понравился. Видимо, совпало с собственным характером. Если б он еще и не шепелявил при этом, цены б ему не было...
Не, скажите, на самом деле она снова там играет? Тогда я туда рвану быстренько...
Домогаров конкретно в этой роли мне понравился +1))) мне тоже)))
Если б он еще и не шепелявил при этом - и такое было?
на самом деле она снова там играет - к сожалнию, спектакль снят с репертуара((((( я б тоже с удовольствием пересмотрела
Domianna Сразу воспоминания нахлынули. - у меня тоже воспоминаний было хоть отбавляй пока писала этот хм..
рассказрецензиювпечатления))))Мне удалось увидеть Маргариту Терехову в этом спектакле - значит, понимаете, о чем я)))
Безумно жаль, что уже не увидим - не увидим. К сожалению - факт(((
Зато воспоминания хорошие и впечатления яркие остались))))
Да он по жизни шепелявит! И в "Докторе Джекиле", и в "Сирано". Неужели не замечали? Мы с сестрицей все ржали, что ему б логопеда хорошего...
Да, я уже посмотрела, нет его в репертуаре. Но я думаю, что его возобновят еще, так что не все потеряно. Хотя как сказать - не все потеряно? Терехова-то больше не работает. И по сведениям из компетентных источников, не будет... Жаль...
Blue Twilight, на счёт Домогарова, я тоже не замечала! Странно... И в "Сирано" он мне, лично, очень понравился...
Возобновят??? Это было бы замечательно! И моя несбыточная мечта сбылась бы...Но мне кажется, что не возобновят.
Терехова-то больше не работает. И по сведениям из компетентных источников, не будет... Жаль... А как же "Без вины виноватые", вы что? Я где-то читала, что премьера будет после нового года.
Да ладно! Вы прислушайтесь! Ну ладно моя сестрица - она логопед, ей такие штуки уши режут, но я-то, просто гуманитарий, тоже слышу!
А "Милого друга" возобновят еще как! Вот увидите. Еще напишут - премьера!
И она собралась снова играть?! Вот новость... Пойду спрошу компетентный источник... Ну, если соберется, пойду обязательно!
Терехова-то больше не работает. - кто такое сказал?
сейчас идут репетиции "Без вины виноватых", об этом уже много говорили, и афиша ближайших премьер на театре Моссовета висит)))
А "Милого друга" возобновят еще как - дай то Бог!! я думаю, если так случится, все с удвольствием сходят - и посмотревшие, и непосмотревшие)))
~L@dy~ где же - спектакль снимался на видео, знаю))) а если есть видео - значит, его можно найти, вопрос где и как искать)))
увидеть его - несбыточная моя мечта... - да, спектакль довольно сильный был
Я где-то читала, что премьера будет после нового года. - да, не раньше, наверное))))
показалось, что чего-то не хватает, но это же твои впечатления - я про основную линию писала, а она связана, конечно, с главным героем в первую очередь.
А у Маргариты Борисовны была роль не столь большая, сколь эффектная и филигранно сделанная)))
"Милого друга"?Серьёзно?
Кто первым увидит - вешает ссылку))))) ок?
Кто первым увидит - вешает ссылку))))) ок?
Конечно)))